Надо объявить Крым безуглеродной зоной



Воспринимать российский режим как исключительно антизападный было бы все же неверно. Попытки найти точки соприкосновения продолжаются, в том числе через темы, которые гораздо больше значимы для Европы. Одна из них – климат и экология. В этом плане недавнее подписание Парижского соглашения выглядит понятным ходом – Россия пытается показать, что без нее ряд глобальных вопросов все равно нерешаемы. Мы ведь помним, что знаменитый Киотский протокол стал действовать только после его ратификации Россией.


Некоторые наши чиновники даже пытаются быть святее папы римского. Возьмите предложение объявить Восточную Сибирь безуглеродной зоной. Идея слишком оригинальна – если учесть развитие на востоке угольной индустрии, запуск новых нефтегазовых проектов, а также строительство нового крупного газохимического комплекса.


На самом деле гораздо более креативным было бы объявление безуглеродной зоной Крыма. Это поставило бы Европу в непростое положение. Возникла бы неожиданная трактовка судьбы Крыма – при помощи России полуостров станет зеленым. Кто же в Европе будет против этого?


Понятно, что слово «безуглеродный» скорее означает вектор движения. И только тематикой выбросов парниковых газов ситуация не ограничивается – лучше взять экологическую тему шире. Крым на самом деле является зоной большого количества экологических проблем. Но в политическом плане это даже хорошо – можно сыграть на контрасте с прошлым.


Миллиарды Крыма


Самый протяженный в стране мост, ущерб от энергоблокады и новые памятники архитектуры – что принес России новый регион


При этом крупных промпредприятий вроде титанового или содового завода не так и много. А с канализацией и мусором вопрос надо закрывать при любом раскладе, хотя бы для развития рекреации. И так российские туристы все охотнее едут в Сочи. Энергомост в Крым отлично вписывается в концепцию зеленого полуострова. Потребление электроэнергии с выбросами не связано, да и производится она из газа, который даже экологи считают переходным топливом, т. е. самым чистым среди углеводородов.


На самом деле главный загрязнитель Крыма – это автомобили. Можно ввести отдельный экологический сбор для машин с большим объемом двигателя, взъезжающих в Крым, а также стимулировать развитие газовых заправок, привлекая на полуостров автомобили с низким уровнем выбросов.


Что касается зеленой энергетики, то ее на полуострове как раз уже хватает. Создавалась она еще до 2014 г., при этом не обошлось без скандалов – строительство финансировали из повышенных тарифов в других регионах, а создавали мощности компании, близкие к бывшему руководству страны. Поскольку у нас тоже есть программа субсидирования зеленой энергетики, можно в ее рамках построить еще несколько объектов в Крыму – раз уж правительство считает, что тратить деньги на это нам обязательно. Тем более что ветряная генерация на полуострове начала развиваться еще в 1930-е гг.


Понятно, что до такого может и не дойти. Есть и другая судьба – начнут дербанить заповедники и спекулировать землей. Но если игры в климат все же будут продолжаться, можно взять идею на заметку.


Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности


Государство, власть, новое в России. © 2024 All68.ru