Как рассказали в пресс-службе воздушного порта, работа томичей направлена на получение новых фундаментальных знаний о турбулентности и волновых процессах в атмосфере.
Если говорить о прикладной пользе, то исследование поможет в разработке систем обеспечения вихревой безопасности полетов. На то, чтобы замерить воздушные вихри порядка пятидесяти воздушных судов, заходящих на посадку, ученым потребовалось двое суток. Они использовали когерентный импульсный доплеровский лидар - этот единственный в своем роде прибор позволяет визуализировать и изучать эволюцию самолетных вихрей.
Особый интерес для ученых представляли воздушные «шлейфы» широкофюзеляжных самолетов: именно из-за большого числа взлетов-посадок таких гигантов новосибирский аэропорт и был выбран в качестве «лаборатории» под открытым небом. Отмечается, что эксперимент проводился с соблюдением требований безопасности воздушного сообщения.
При движении самолета в воздушном пространстве возникает два вихревых потока. Для обеспечения безопасности полетов необходимо знать минимальное допустимое расстояние между следующими друг за другом самолетами, которое зависит от совокупности факторов: типа судна, его массы, размаха крыльев, набранной высоты, скорости полета, состояния атмосферы и других.